01.07.2016 в 23:25
Пишет  Парасоль:

В космическом паблике выложили иллюстрацию по-настоящему звездного отряда:



Поскольку посчастливилось работать на территории института, где всех этих собачек готовили к полетам, в свое время читала истории про каждую. Конечно, грустных и разрывающих сердце моментов было очень много, но сейчас хочу рассказать о светлом и немножечко курьезном - историю про ЗИБа, мне этот эпизод кажется очень символическим и по-русски раздолбайским с хорошим концом. Согласитесь в череде милых кличек его имя-аббревиатура уже вызывает вопросы.

Побег Рожка
(по воспоминаниям В.И.Яздовского и А.Д.Серяпина)


Завершающий пуск на первом этапе ракетных полетов - 3 сентября 1951 года. «Космонавтами» назначены Непутевый и Рожок. Накануне была проведена последняя тренировка животных, сняты фоновые показатели физиологических функций. Перед самым выездом на стартовую площадку выяснилось, что Рожок исчез! Клетка закрыта, Непутевый на месте, а Рожка нет. Времени для поисков тоже нет: пора отправляться на полигон. Службы уже готовят ракету к пуску. Через 2 часа необходимо поместить собак в кабину, задраить люк, доложить о готовности.

В этот момент у кого-то возникла мысль взять неподготовленного пса от солдатской столовой. Подыскали среди них собаку, подходящую по массе, спокойную, светлой масти. Сообща придумали ей имя ЗИБ - «запасной исчезнувшего Бобика» (по другим воспоминаниям кличка была ЗИП - «запасной испытательный пёс»). В суматохе даже не разобрались, что ЗИБ, в сущности, щенок - это выяснилось уже после полета.

Докладывая Сергею Павловичу о готовности, руководитель медицинской части программы не упомянул о замене Рожка ЗИБом, чтобы избежать лишних разговоров и нервотрепки. Приземления кабины ждали с большим с нетерпением и беспокойством. Как оказалось - ЗИБ перенес путешествие замечательно! То, что в космос слетала неподготовленная собака, щенок, и хорошо перенесла все факторы полета, представляло значительный интерес для науки. Потом, когда Сергею Павловичу стало известно о «подтасовке», он совсем не рассердился, а сказал с теплотой в голосе: «Да на наших кораблях в космос скоро будут летать по профсоюзным путевкам — на отдых!» После полёта пса подарили академику Благонравову, у которого он прожил много лет.


А вы говорите, из ресторанов в космос не летают! Из столовых вот точно летали. Из ресторанов кстати тоже: один из корпусов института авиа-космической медицины в Москве — здание бывшего мега-популярным на рубеже XIX-XX вв. ресторана "Мавритания".

URL записи